Персональный сайт учителя начальных классов
Козыревой Анны Сергеевны

Методические материалы=>Доклад ФГОС НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – содержательно-целевая
основа обеспечения качественной подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ»



Автор: Козырева Анна Сергеевна




август 2014 года





Доклад1 Доклад2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – содержательно-целевая основа обеспечения качественной подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ (слайд 1)

С введением ФГОС в современной российской системе оценки качества произошли серьезные изменения.

Каковы же стратегии обновления системы оценки образовательных результатов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами? (слайд 2)

В первую очередь они связаны с тем, что вводится ориентация на результат, то есть оценивается не набор знаний ученика, а способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Помимо результатов ЕГЭ появились новые методы оценки качества образования. Стратегии обновления системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС включают ориентацию системы оценки на новые образовательные результаты, комплексный подход к оценке образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) с использованием различных средств, введение инновационных подходов к оценке образовательных результатов (компетентностный подход, когнитивная оценка, компьютерное тестирование и др.), оценка динамики учебных достижений, введение мониторинговых исследований на разных уровнях, переход от контроля качества образования к управлению качеством образования и его обеспечению.

Итак, системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предполагает, что (слайд 3)

На первом месте не информированность ученика, а умения разрешать проблемы

Основной результат школьного образования - подготовленность выпускников к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности

Необходимо делать Акцент на способности использовать знания, умения и навыки.

Доктор педагогических наук, профессор Лебедев Олег Ермолаевич писал: «"Знаниевый" подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию."Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома"». (слайд 4)

При постановке конкретных целей обучения следует, прежде всего, исходить из требований, которые к нему предъявляются. При этом обязательно затрагивается и вопрос, связанный с итоговой аттестацией. Наряду со многими изменениями всего учебного процесса, ФГОС предлагает обратить серьезное внимание на развитие у школьников способности к решению задач в различных предметных областях, в построении своей жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Не случайно в ЕГЭ и ОГЭ вошли задания, моделирующие реальные или близкие к реальной ситуации.

Для того чтобы научиться выполнять такого рода задания, наряду с общеучебными за годы обучения у каждого школьника должны сформироваться и универсальные логические действия: анализ; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование (слайд 5).

А где он этому учится? Прежде всего, на уроках.

Подготовка к экзаменам проводится на протяжении всего периода изучения предмета в школе. Учитывая требования ФГОС, одновременно с задачей овладения учащимися содержанием предмета ставятся задачи приобретения общеучебных и специальных умений и навыков, которые позволят применять полученные знания в решении различных по уровню сложности задач.

В современных условиях перед учителями остро стоит вопрос: «Как построить процесс обучения, чтобы каждый выпускник достиг своего выбранного уровня успешности на итоговой аттестации?» Ответ кажется простым - надо добиваться не формального усвоения программного материала, а его глубокого и осознанного понимания, необходимо убеждать учеников в том, что лишь при наличии активной позиции в обучении, при условии приобретения практических умений, навыков и их целенаправленного использования, можно рассчитывать на реальный успех. На деле все оказывается намного сложнее. Именно поэтому от учителя требуется профессионализм, опыт, терпение, энтузиазм, постоянное самосовершенствование и умение прогнозировать перспективу, как собственной деятельности, так и деятельности учащихся.

Что же можно и нужно делать уже в начальной школе по подготовке учеников к итоговой аттестации? (слайды 6,7).

Направления работы:

  • Обучение навыкам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным приемам быстрых вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач в «уме»
  • Построение обучения на принципах непрерывности, системности, последовательности и прочности
  • Использование в работе тестового контроля для отработки умений работать с тестами разного уровня сложности, включая тесты в режиме оn - line.
  • Ведение курсов по выбору, кружков по интересам. В учебном плане нашей школы реализован курс «Информатика в играх и задачах» (автор- Горячев А.В). Ведутся кружки «Шахматы», «Юный исследователь» и другие.
  • Организация групповых и индивидуальных консультаций
  • Проведение диагностических и мониторинговых работ
  • Психологическая подготовка обучающихся, помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения контрольных заданий.
  • Информирование родителей об особенностях ЕГЭ и ОГЭ

Рассмотрим некоторые моменты конкретней.

Независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям ЕГЭ и ОГЭ.

Одновременно надо постоянно выявлять пробелы в знаниях учеников, своевременно их устранять. Необходимо постоянно повышать уровень каждого учащегося в следующих областях (например, по математике): арифметические действия и культура вычислений, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка.

Чтобы выпускники не испытывали проблем с решением геометрических задач, необходимо уделять особое внимание формированию базовых знаний курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). Как всегда на помощь приходит активное использование наглядности на уроках, развитие у учащихся умения грамотно выполнять чертежи и изображать геометрические фигуры, выполнять макеты и развертки тел.

Например, задание из ГИА-2014.(слайд 8)

19. Мастеру необходимо обтянуть тканью стулья. Сиденье стула имеет форму квадрата со стороной 40 см. Для того чтобы обтянуть сиденье, необходим целый кусок ткани с запасом по 20 см с каждой стороны. Какое максимальное число стульев может обтянуть мастер из куска ткани 200 см х200 см?

В русском языке важным является усвоение фонетики. Ведь сложности у выпускников порой возникают от того, что они не могут правильно дать характеристику звука. Вот пример задания из ГИА-2014 (слайд 9).

A4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является непроизносимым. 

2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф]. 

3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 

4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв. 

Правописание часто «хромает» из-за неумения разобрать слово по составу и(или) определить часть речи. А написание изложения вызывает трудности там, где уроки развития речи проводились формально.

Следующее направление работы – проведение текущего контроля усвоения изучаемого материала. В любом обучении есть одна особенность – последовательность восприятия: нельзя идти дальше, прежде чем не усвоишь всего предыдущего. Поэтому необходимо постоянно контролировать усвоение ведущих тем. Как показывает анализ содержания вариантов ЕГЭ, первая «школьная» часть (В1 – В12) содержит порядка 67 % материала, который прямо или косвенно формируется именно в основной школе.

К тестовому контролю знаний нельзя подготовить за день или за неделю, только планомерные длительные занятия сделают тесты решаемыми. Поэтому необходимо, начиная с 1 - го класса, проверку уровня подготовленности учащихся регулярно проводить в форме тестирования, используя тестовые задания по готовым сборникам тестов, включенных в УМК, а также возможности Интернета.

Помогать ученику, сотрудничать с ним в течение всего процесса обучения – одна из наиболее важных обязанностей учителя, которая требует времени, терпения, разумных принципов. Ученик должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. Но если он оставлен наедине с задачей без всякой помощи или если эта помощь недостаточна – это может не принести ему никакой пользы. И наоборот, если помощь учителя чрезмерна, ничего не останется на долю ученика. Поэтому немало важным залогом успеха на экзамене является систематическая самостоятельная работа учеников на уроках и дома.

В ходе тематического и итогового повторения учебного курса нужно предоставлять учащимся больше самостоятельности при решении, с последующим сравнением с правильными ответами, а при необходимости сопровождать разбором ошибок, поиском всевозможных способов решения вместе с учителем, определять их стандартность или оригинальность, практическую ценность.

Подводя итог, хотелось бы вспомнить слова (слайд 10) футуролога Элвина Тоффлера, который называл знания топливом. Но увеличивать количество топлива, пусть даже очень высокого качества, нет смысла, если это топливо не является ресурсом двигателя, в нашем случае — двигателя личностных новообразований, развивающего в каждом ребёнке самостоятельную, образованную, компетентную и, главное, просвещённую личность. Такая личность не только обладает обширными и глубокими знаниями, высокими профессиональными умениями, но и способна соизмерять образ мира с этическими позициями совести, морали, доброты, честности, чести, порядочности.

А именно в этом и заключается основа обеспечения качественной подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ.

Слайды к докладу можно Скачать в формате PDF (246 кб)

© 2014 Козырева
Анна Сергеевна
  Администрация Весёловского района Министерство образования и науки РФ Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов